Фёдор Борщёв

Художественные истории

Читая «Ключевые переговоры», наткнулся на интересную мысль. Все оправдания, к которым мы прибегаем, когда недовольны своими поступками укладываются в рамки трех «художественных историй»:

  • «Я — жертва. Это не я виноват». Коллеги невнимательно поставили задачу. Корпоративные стандарты помешали выполнить работу. Не летим семьей в отпуск потому, что мало зарабатываем.
  • «Это он виноват». Злой начальник ставит слишком короткие сроки. Эмоциональный клиент не знает, чего хочет. Жена не умеет экономить.
  • «У меня не было другого выхода». Если бы я не накричал на сына, он не стал бы меня слушать. Если бы я в срок закончил итерацию, то не успел бы сделать ежемесячный отчет. Если бы получил новую должность, то перестал бы видеться с семьей.

Быстрое мышление с радостью принимает такие истории. Мы скорее посчитаем себя жертвой, чем станем будить ленивое медленное мышление, анализировать ситуацию и успокаивать неуместные эмоции.

Когда будете в следующий раз искать оправдания проебанному дедлайну или упущенной возможности, обратите внимание, что рассказываете себе одну из трех историй. А потом отдохните, и поменяйте что-нибудь.