Длинные ТЗ не работают
Наши родители верили, что планы сбываются — в их стране было принято делать пяти- и десятилетние планы. Чтобы планы работали на производстве, строили целые проектировочные НИИ с множеством этажей. В НИИ сочиняли документы, описывающие процесс, а не результат: сколько нанимать рабочих, где брать сырье, как контролировать качество.
От этих монументальных документов никто потом не отклонялся — в плановой экономике нет конкуренции, можно выпускать одни и те же жигули хоть 30 лет подряд.
В айтишных проектах, в отличие от жигулей и самолётов, нельзя отделять производство от проектирования. От ТЗ до запуска меняется мир: приходит новый архитектор, арт-директор меняет концепцию, конкуренты запускают новый продукт. Я не знаю ни одного сложного проекта, который на финише соответствовал бы первоначальному заданию.
Не заморачивайтесь на этапе проектирования — все равно в реальной жизни все пойдёт не так, и ваше ТЗ станет никому не нужным.
Чтобы запустить интернет-магазин, не обязательно продумывать 20 состояний корзины. Разбейте проект на короткие итерации и концентрируйте усилия только на текущей:
- Концептуальная страница-заглушка с телефоном
- Страница с контактами и десятком самых продаваемых товаров
- Каталог товаров, «купить в один клик»
- Корзина
- Синхронизация с црм, 1с
С каждой новой итерацией вы сверяете часы с бизнесом — выясняете невысказанные требования, анализируете поведение пользователей и корректируете планы. Кажется такой подход ещё называют «аджайл».