Фёдор Борщёв

Новее

Плато продуктивности

Обычно уровень работоспособности выглядит так: ∿∿∿∿. Подъёмы чередуются со спадами. На подъёме хорошо заниматься творчеством, на спаде — рутиной: закрывать долги, отвечать на письма, общаться с коллегами. Если на спаде сделать творческую работу, ее скорее всего придётся переделывать — вы проснетесь утром и поймёте, что результат никуда не годен.

Проблема программистов в том, что абсолютно все результаты их работы остаются в проекте навечно. Какой бы код программист не написал сегодня, завтра придётся писать новый код, который зависит от сегодняшнего. Код, который напишут через год — тоже. И если старый код написан плохо, то придётся возвращаться назад и все выкидывать. Ну или дальше делать некачественную работу — дедлайн никто не отменял.

Программист делает твою (да-да, твою) задачу

Работа с некачественным кодом сильно выматывает — вместо фокуса на цели приходится разбираться, о чем же думал «тот парень» (и тот, кто его подгонял). В таком режиме волна продуктивности превращается в болото: ∿∿—\____. Хочется уволиться и пойти работать машинистом метро.

Нормальная загрузка программиста похожа на плато: ——————. На плато нет всплесков вроде срочных задач и эмоциональных подъёмов. Но нет и болота с унылым разгребанием долгов. Программист на большом проекте — это марафонец.

Фавиконка и логотип телеграма

На сайте обновилась фавиконка. Автор — Саша Бизиков. Выглядит как-то так:

Новый логотип канала и сайта

Во время работы с Сашей непривычно было чувствовать себя на месте клиента — приятно, когда кто-то детально разбирается в твоих задачах.

Саша проявил профессионализм — разобрался, зачем мне нужен блог и телеграм-канал, и чем они полезны для аудитории. Никогда бы не подумал, что про логотип можно задавать неудобные вопросы, но Саша это делал, причем весьма деликатно.

Заметка про процесс на сайте Саши.

Если у вас есть телеграм — обязательно подписывайтесь, там интереснее и чаще.

Как жить с тачбаром

Я не знаю ни одного человека, который был бы доволен тачбаром на новых макбуках.

Основная моя претензия к тачбару — зависимость от контекста. Тачбар отвлекает всегда — в бразуере, в редакторе кода, в почте. Особенно злит, когда работаешь с текстом, думаешь о смысле, а у тебя перед глазами мельтешат варианты замены слов или кнопки с ненужными действиями. Я гораздо быстрее нажму хоткей или наберу слово до конца, чем перенесу руки с клавиатуры на тачбар. Хоткеи и набор — действия автоматические. А к тачбару привыкнуть невозможно — он всегда разный.

Вторая проблема тачбара — случайные нажатия. Очень легко, пользуясь цифрами в верхнем ряду клавиатуры, случайно увеличить яркость или переключить трек. Отвлекает не хуже мельтешения.

В общем, тачбар — зло. Без которого, однако, не купить новый макбук, только если урезанную версию. Так что, если вы обладатель макбука с тачбаром, почитайте мой рецепт борьбы с ним.

Сделать сразу: отключить зависимость от контекста

Заходим в настройки клавиатуры: Apple → System Preferences → Keyboard, и выбираем в селекторе «Expanded Control Strip»:

Apple → System Preferences → Keyboard

В таком случае вы получаете обычный набор сенсорных клавиш, который всегда перед глазами. И больше ничего не прыгает!

Тачбар, похожий на клавиатуру старых маков

Посерьезнее: избавиться от случайных нажатий

После двух месяцев в попытках привыкнуть не нажимать на верхнюю панель, я начал копать дальше. В первую очередь, я попробовал освободить зоны, в которых ложные нажатия происходили чаще всего. Это делается через ту же панель настроек клавиатуры: Apple → System Preferences → KeyBoard

У меня получилось так:

Слева и справа пустые места — сюда я чаще всего нажимал случайно.

Слева и справа пустые места — сюда я чаще всего нажимал случайно.

Совсем для гиков: извлечь пользу

Увы, кнопки в центре не до конца избавляют от случайных нажатий. В дни, когда приходилось писать код, я все равно постоянно переключал треки, вырубал звук или включал дешборд.

В итоге я решил совсем отказаться от сенсорных функций тачбара. При помощи BetterTouchTool я полностью очистил тачбар, и вывел туда текущее время и название трека в айтюнсе:

Тачбар без сенсорных зон

При нажатии Option появляются элементы управления яркостью и громкостью:

Элементы упрваления громкостью и яркостью (BetterTouchTool)

Клево, что тачбар в роли дополнительного дисплея позволил сэкономить место в трее, там теперь так:

Пустой трей в OS X

BetterTouchTool — типичная гиковская программа с огромными возможностями, но с корявым интерфейсом, так что придется с ней поразбираться. Чтобы отключить тачбар, нужно перейти на вкладу TouchBar и нажать на кнопку слева:

Better Touch Tool — 1

и снять вот эту галочку:

Better Touch Tool — 2

Дальше — просто, можно выводить любые данные и добавлять любые виджеты. Или вообще ничего не выводить, оставив пустую полосу — тоже неплохо.

Как вывести трек — написано здесь. Если не разберетесь — пишите, дополню статью.

Дисклеймер: лонгрид Вастрика я читал.

Без срочных задач

Во всех своих командах я избавляюсь от срочных задач. Люблю, когда даже в трекере такого флага нет.

Без срочных задач ребята сами управляют временем, а значит живут в комфортном и эффективном графике. Можно сходить в кино во вторник, устроить выходной в среду, или наоборот, быстро закрыть все задачи и отдыхать три дня подряд. Лично мне больше нравится график без выходных — когда я дозирую нагрузку каждый день, в зависимости от настроения и планов.

Такой режим приносит огромную пользу бизнесу — когда нет срочного, делается больше важного. При этом действительно срочные задачи каким-то таинственным образом решаются.

Мы разозли Время и теперь у нас всегда полчаса до дедлайна

Конечно, не все люди совместимы с таким графиком — даже среди высокоразвитых профессионалов много тех, кто зависит от внешних стимулов. Такие люди обычно выявляются за первые две недели испытательного срока. Зависимость от внешних стимулов — не порок, это скорее индивидуальные особенности. Есть же чуваки, которые наоборот, не совместимы с большими компаниями (как я), или в принципе не могут работать без личного контакта с коллегами.

Вот вам три шага, чтобы победить срочные задачи в вашей команде:

  • Разберитесь с техническими и управленческими долгами. Чаще всего срочные задачи возникают на уровне «я выкатил, а оно упало», и «я выкатил, а через неделю поняли, что нихуя не работает». Чтобы привести долги в порядок, нужна сила воли и пара месяцев. Если вы понимаете, что за два месяца не разберетесь — значит что-то в вашем проекте серьезно не в порядке, нужно все бросать и лечить.
  • Перестаньте оценивать задачи в часах. Если в вашей команде меньше 5 человек — совсем не оценивайте. Если больше, и план на неделю не удается обсудить с каждым лично — попробуйте оценивать днями.
  • Возьмите комфортный интервал планирования, на который вы можете построить четкий план, к примеру 1 неделю. Заложите запас и не трогайте ребят в течение этого интервала.

Критика

Когда я только попал в Студию Лебедева, меня больше всего удивил не музей старья, и даже не кот Филя.

Меня шокировал объем критики. В студии принято поправлять новичков во всем — в письмах, документах, в общении с командой, в разговоре с клиентом. Чтобы понять количество критики, загляните в любой «процесс» — и это только видимая часть замечаний, которые получает дизайнер от арт-директора.

Многие не выдерживают, начинают чувствовать себя говном и сбегают. Зря. Персональная критика от строгого наставника прокачивает лучше любой книги. Можно два года учиться на собственных ошибках, а можно узнать все то же самое от старших товарищей за месяц.

Только не кричите, как эти стоковые мужики

Только не кричите, как эти стоковые мужики

Гораздо хуже для бизнеса, когда новичков не критикуют, а отпускают в свободное плавание. Если так делать, то компания превращается из того, что задумал основатель, в то, что находится в голове у случайных, в общем-то людей.

Критикуйте. Настраивайте жёсткий код-ревью. Делайте системы согласований. Собирайте обратную связь и ещё раз критикуйте.

Старее