Фёдор Борщёв

К чему приводит наслоение абстракций

Недавно ковырял настройки сети в свежей Ubuntu и грустил — с точки зрения Developer Experience Линукс окончательно скатился до уровня современного фронтенда. Вот пара вещей, с которыми я столкнулся только за один день:

  • netplan, хоть и конфируется на YAML, не принимает файлы .yml — только .yaml. Кладёшь .yml — получаешь неработающую сеть.
  • Директория /etc/if-up.d/, в которую раньше можно было складывать скрипты, запускающиеся про поднятии интерфейса, всё ещё существует, но не работает — скрипты не запускаются.
  • netplan try — классная штука, которая пробует новые сетевые настройки, и при обрыве соединения откатывает их назад — не откатывает настройки назад. В Ubuntu 22.04 откатывала, в 24.04 — перестала.
  • systemctl при неудачной попытке запустить сервис не выдаёт ошибку, а говорит «читайте журнал через journalctl». journalctl на одно сообщение об ошибке показывает 10 строчек бойлерпдейта, одинакового для всех сервисов. Почему бы в момент ошибки не показать мне нужную строчку из systemctl? Не знаю.

И это я ещё не говорю о менее зрелых с точки зрения DevEx инструментах, вроде Wireguard, у которого есть две утилиты, которые парсят один и тот же конфиг, с одинаковым названием и структурой, но в разных форматах: wg понимает только простой конфиг, а wg-quick — расширенный, и если скормить wg конфиг от wg-quick, то wg молча упадёт, сказав что у него ошибка в конфиге, и ни слова не упомянув о двух форматах.

Сисадмин настраивает Wireguard

К такому состоянию дел мы пришли путём, характерным не только для опенсорса, но и для программистского мышления в целом — вместо того, чтобы чинить неработающие вещи, мы любим прятать их за фасадами абстракций. Давайте посмотрим, к чему это приводит, на примере развития способов настройки сети в Ubuntu/Debian.

Когда-то давно сеть настраивали командой ifconfig, которая, кстати, до сих пор живёт во всех дистрибутивах линукса. Как настоящий unix-way инструмент, ifconfig умеет делать хорошо только одну вещь — настраивать сетевой интерфейс. Чтобы настройки интерфейсов не терялись после перезагрузки, его запускали из /etc/rc.local. Если кому-то надо было гарантировать порядок и названия интерфейсов — колдовали с modprobe. Жили так довольно долго: где-то, например во FreeBSD, настройки ifconfig писали в /etc/rc.conf, где-то, например в мини-дистрах для специальных задач, вообще никакого стандарта не было.

Потом пришёл кто-то, кому это не нравилось, и изобрёл /etc/network/interfaces. Это такой файл, куда записываются настройки ifconfig на очень похожем, но всё же своём языке. Сисадмины выучили ещё один DSL (благо в те времена таких языков было немного, и все они были маленькими), а автор с радостью решил несуществующую у реальных юзеров проблему — теперь все настройки сети хранились в одном месте. Правда не совсем удачно — другим программистам было тяжело парсить его DSL, потому что настройки могли лежать в /etc/network/interfaces.d, скрипты после поднятия интерфейсов запускались непойми откуда, а как сохранять порядок интерфейсов — было вообще непонятно. Юзеры обо всём этом не знали — у них болело, что radioethernet, который недавно переименовали в WiFi, не работал без ужасного wpa_supplicant, который мало того, что был непонятным, так ещё и с /etc/network/interfaces никак не взаимодействовал. Но кто же их спрашивает, юзеров-то.

Здесь бы нам всем остановиться, добавить в /etc/network/interfaces WiFi, и протащить его в другие дистры (или затащить в Debian стандарт из других дистров). За 10 лет и пару мажорных апдейтов такую штуку можно было бы довести до рабочего состояния — чтобы и WiFi через GUI конфигурировать, и на серверах было понятно, что куда писать. Но старые абстракции чинить никому не хочется — лучше нагородить новых поверх. Так появился NetworkManager. У него тоже нашлись несуществующие, но при этом нерешаемые проблемы — и появился systemd-networkd. На удивление, и у него нашлись нерешаемые проблемы, к тому же NetworkManager почему-то отказался умирать, поэтому пришлось изобретать ещё одну абстракцию поверх их обоих — netplan.

systemd решил все проблемы (нет)

Вероятно, я пропустил пару абстракций, потому что не плотно слежу за развитием Линукса, но суть ясна — программисты, вместо того, чтобы засучить рукава и чинить то, что наговнокодили, предпочитают объявлять это всепрощающим словом «легаси» (и от кого же вы это унаследовали?) и делают поверх абстракцию. Абстракция течёт, превращается в легаси, и поверх неё пишут ещё одну абстракцию. И во всём этом процессе никто не думает про опыт пользователей — главное, это написать всё заново и «чисто».

Ничего не можем, потому что легаси

Мне сложно осуждать таких программистов — я и сам ненавижу работать с плохим кодом. И в fands мы легаси не берём, если не видим способа быстро спрятать его в коробочку абстракций.

Но кажется, если бы у владельцев бизнеса был инструмент, который мешает программистам городить новые абстракции поверх старых, а заставляет их чинить то, что есть, стоимость владения такими решениями была бы существенно меньше. И пусть код в них был бы намного скучнее — зато он закрывал бы бизнес-задачи, а люди, которые им управляют, были бы счастливее за счёт отсутствия на работе авралов, вызванных очередным джуном, который не понял очередную абстракцию.

Обхожусь без нетворкинга

Недавно задумался, что всю жизнь обхожусь без нетворкинга в его привычном понимании — не тусуюсь на конференциях (выступил и домой), не хожу на вечеринки, почти никогда не встречаюсь с кем-то без конечной цели и чёткой повестки. Все новые проекты и интересные предложения я получал либо от незнакомых мне людей, либо предлагал сам сам — людям, с которыми не был знаком лично.

Освободившееся время я предпочитаю тратить на что-то более результативное — лучше напишу пост в блог, сделаю что-то полезное в бизнесе, займусь пет-проектом или хобби. Связи, которые люди установят со мной, изучив портфолио в блоге, будут крепче и полезнее, чем связи, которые установятся просто потому, что мы оказались в одно время в одном месте.

Да, без нетворкинга не работает биздев — если вы продаёте b2b товары или услуги, и не придумали как взломать систему, то вкладывать кучу времени в знакомства с почти нулевым результатом — это ваша святая обязанность.

Ещё нетворкинг — это в том числе и рекреационная активность: общаясь с людьми, можно отдыхать. Но в большинстве случаев между пополнением списка контактов в телеге и сидением в одиночестве, я выберу одиночество.

Писать мало кода — это софтскилл

В перерывах между крупными проектами наши программисты обычно делают мелкие задачки для компании и клиентов: рефакторят старый код или настраивают мелкие интеграции, что сэкономить время на рутине. Обычно в таких проектах мы даём полную свободу — можно выбрать любую технологию и любой подход. Недавно на двух таких проектах одновременно заметил тенденцию к оверижинирингу: типа затащить RabbitMQ в проект, который в ответ на один вебхук дёргает другой вебхук или прикрутить строгую типизацию в кодовую базу на 300 строк.

С одной стороны ребят можно понять — хочется больше практиковаться в новых технологиях: когда пришёл на проект, где всё уже работает, самый хороший способ изучить его технологии— воспроизвести с нуля на соседнем проекте. Да и индустрия давит — парочка хайповых технологий в резюме привлечёт больше сорсеров, чем умение решать задачи за 300 строк вместо 30 000, которое, к тому же, никак не проверишь без собеседования.

Если планируете развиваться в кого-то кроме деда, годами не вылезающего из своего единственного проекта, такой оверижиниринг для вас — стратегическая ошибка. Технологии — это хард-скиллы. Сегодня RabbitMQ, завтра BunnyPQ или RussMessageOchered: всё это учится за 1–2 недели при желании. А вот умение писать мало кода — это целый сложный софт-скилл: тут и в бизнес-задаче надо разобраться, и изобретать уметь, и заказчику продать свои изобретения. За пару недель не освоишь.

Софт-скиллы качать всегда выгоднее, чем хардскиллы — технологии меняются, а ваша голова и опыт остаются. Так что если на работе достался небольшой проект без ограничений — постарайтесь на нём написать меньше кода, а не больше.

Менеджер слышит то, что хочет услышать

Если составить топ проблем разработки, с которыми ко мне когда-либо приходили проектные менежеры, то в самом верху будет «срываются сроки». Банальное — договорились сдать в четверг, настал уже вечер пятницы, а от программиста всё ещё ни слуху, ни духу. Часто в этом виноват накопленный техдолг, плохая коммуникация или безответственные программисты. Но причина может быть и в самом менеджере, вернее в его неумении слушать.

Когда программисты называют сроки в виде вилки, типа «2–4 дня», многие менеджеры слышат только первую часть вилки — «2 дня». Если сказать «во второй половине мая», менеджер услышит «15 мая» вместо «между 15 и 30 мая». Если сказать «не меньше трёх дней», менеджер услышит «три дня».

Что с этим делать? Если вы программист — называйте абсолютные, а не относительные сроки. Не «2–4 дня», а «будет в следующий понедельник». Не «во второй половине мая», а «1 июня». Не «не меньше трёх дней», а «через три дня назову срок».

Если вы менеджер — закладывайте запасы и слушайте то, что люди говорят на самом деле, а не то, что вы хотите от них услышать.

90% фич вылетает в трубу

Наверное, где-то в мире есть ребята, у которых гипотезы не выстреливают с вероятностью 80% или даже 75%. Но у нас с вами это не так. Фича, которую вы пилите прямо сейчас, улетит у трубу с вероятностью 90%. Пользователи не заметят новую кнопку, робот не сработает, потому что годится только для 0,1% заказов, а письмо, которое вы верстали неделю, никто не откроет.

90% фич вылетает в трубу

Повторите про себя пару раз, и как только вы осознаете — вам сразу станет легче жить. Вы перестанете подходить к новым фичам с завышенными ожиданиями (вот сделаем и заживём!). Вы перестанете проектировать раздутое говно — зачем, если вы выкинете это с вероятностью 90%?

Вместо пиления фич вы начнёте проверять гипотезы. Ваш код тоже станет другим — вы начнёте тратить время не на фичи, а на скорость производства новых фич.

Помните мой совет со входом через Инстаграм? Зная о том, что этот вход не будет никому нужен с вероятностью 90%, вы сделаете интеграцию не с инстаграмом, а с auth0, чтобы в будущем сразу проверить 10 других способов входа, 1 из которых окажется рабочим.

Просто всегда помните, что ваша гениальная идея с вероятностью 90% — говно.

Старее