Фёдор Борщёв

Новее

Письмо самому себе

Вы когда-нибудь задумывались, почему маленькое сообщение в телеграме заставляет людей отвлечься от интересной беседы или важной работы? Все дело в распространенной логической ошибке, которая называется привлекательность новизны. Грубо говоря, каждая последующая мысль пришедшая в голову, кажется более важной, чем предыдущая.

Если не сохранять внезапные мысли, то они будут улетать в бездонную пропасть. А если постоянно на них переключаться, то вы просто ничего не будете успевать — ведь рано или поздно вместо важной мысли вам придет голову идея проверить личные сообщения в фейсбуке, и вы очнетесь вечером в обнимку с котиками или новой петицией против кровавого режима.

Чтобы не терять важное, я пишу письма самому себе. Как только в голову приходит любая мысль, которая не имеет отношения к тому, чем я занят сейчас, я ее записываю и отсылаю себе на почту. Мысль из головы сразу же уходит, и я возвращаюсь обратно к тому, что делал. Мысль не проебется — почту я проверяю периодически и полностью вычищаю ящик.

Письмо самому себе

Раньше для для отсылки писем я пользовался программой на айфоне, которая так и называлась — Mail to Self. Однако со временем пришло понимание, что каждый клик понижает вероятность того, что мысль будет записана. Особенно Mail to Self страдала, когда хотелось отправить себе скриншот или фотографию.

Поэтому я пошел дальше и написал себе бота для телеграма — @selfmailbot. Бот делает простую штуку — все что я ему пишу, оказывается у меня на почте. Привычный интерфейс помогает лениться еще меньше и записывать вообще все, что приходит в голову.

Бот — бесплатный и открытый, так что если вы ГТД-шник — смело пользуйтесь.

Приходи с решением, а не с проблемой

Люблю, когда в трекере у задачи появляются ответы, а не вопросы: «Федя, я тут сделал не по макету, потому что бек пока не готов, переделаем после запуска» или «У нас была очень сложная вьюха в авторизации и я ее переписал».

Задача не ждёт, пока я проверю почту, а количество дефектов от таких самостоятельных решений, внезапно вовсе не растет.

Задать вопрос и просидеть до конца спринта в ожидании ответа — самый лёгкий способ соблюсти закон Паркинсона.

Не бойтесь принимать решения — в здоровом коллективе ошибки ценят больше, чем безделие.

Тупое правило про 50%

Ещё в студии я познакомился с простым правилом управления любым проектом: если прошло 50% времени, проверь — выполнена ли половина работы.

У многих людей в мозгу есть баг: к началу второй половины срока они обычно не осознают, что первая половина уже упущена. Грубо говоря, если вы пообещали сделать что-то через неделю, и три дня уже прошло, то без внешнего воздействия у вас не возникает ощущение «ааа, только половина времени осталась, надо хуячить». Скорее будет «ой, да еще 4 дня есть, пойду погуляю».

При этом, если к вам подойти и рассказать о прошедшей половине, начинает работать магия, которая обычно включается только перед дедлайном — откидываются ненужные требования, игнорируются редкие юзкейсы, придумываются неожиданные творческие решения и куда-то пропадает вся лень.

Кстати, вопрос про 50% можно задавать самому себе и без помощи менеджера — хватит даже самой простой системы напоминалок

Пацан сказал — пацан сделал

Если приглядеться, то куча людей вокруг нас не имеют простого навыка — пообещать ответить в среду и, действительно, ответить в среду. Работать с такими людьми — дорого: куча энергии и внимания уходит на банальный контроль того, что порученные задачи действительно делаются.

«Пацан сказал — пацан сделал», без шуток — самый важный критерий для оценки людей в команде. Эмпатия, умение фокусироваться над задачей, планировать время и вести переговоры — все эти навыки имеют одну основную проекцию во внешнем мире: умение выполнять обещания.

Если новый сотрудник нарушает обещания — это даже не звонок, а тревожный гонг. Человек, не умеющий управлять временем, создает кучу неудобств — опаздывает на встречи, сдает хуйню вместо результатов, вынуждает работать над особыми формами мотивации.

Выполняющему обещания коллеге, наоборот, можно поручить что угодно. С ним я уверен, что даже если обещание не выполнится (всякое бывает), я узнаю об этом максимально быстро. Такого коллегу не нужно пинговать раз в два дня, ему не нужно объяснять банальных вещей вроде того, что на письма нужно отвечать, а не игнорировать.

Команды без менеджера (или иной формы принуждения) могут существовать только там, где пацаны говорят, а потом делают, что сказали.

Программистам: три варианта развития мидла

Итак, ты научился не проебывать дедлайны, тестировать свой код и проходить код-ревью за одну итерацию. Это значит что ты — мидл, и пора задуматься о перспективах дальнейшего карьерного роста.

Их на самом деле всего три: ничего не делать, стать синьором или податься в управление.

Ничего не делать

Нормальное решение, это не стыдно. Зарплата выше средней по стране, работа несложная, если что — коллеги помогут. Можно реализовать мечты детства — ипотека, Таиланд, хобби вроде спорта или личного автомобиля.

Голован: чувак, который отлично умеет ничего не делать

Минус один — тебя скоро заменит робот. К примеру докер уже превратил сисадминов из гуру командной сроки во втыкателей кабелей. Битриксные ПХП-шники под страхом тильды учатся писать структурированный код, а нейросети превращают верстальщиков в тестировщиков.

Синьор

Если все-таки хочется расти дальше, то самый очевидный и понятный путь — синьор. Скорее всего ты сможешь его пройти прямо в той компании, в которой работаешь сейчас. Синьор — гуру: пишет понятный и быстрый код, решает задачи в срок, да еще и коллегам помогает.

Самая большая опасность для синьора — закостенеть и привязаться к одной технологии. К примеру, можно стать спецом в условном Перле, контрибьютить в транк, выступать на конференциях, а затем обнаружить, что Перл (внезапно) умер.

Даже если не умер, есть еще «оверквалификейшн» — зависимость от больших компаний: для маленькой ты стоишь слишком дорого и выполняешь слишком мало функций. Придется просиживать штаны на встречах, петь корпоративный гимн и надеяться, что твое направление не расформируют.

Жизнь в большой компании

Хороший синьор учит параллельные технологи. Синьор-бекендер учит фронтенд, синьор-рубист учит Голанг. Все учат devops, CI, автоматизацию тестирования и еще кучу всего. Ребята с широким кругозором нужны везде.

Технологическая сингулярность становится не так страшна: когда в портфеле лежит 10 технологий и понимание того, как устроен мир — легко найти себе нишу, в которую пока не добрались роботы.

Тимлид\Менеджер

Традиционный путь для выросших программистов — стать тимлидом. Через ступеньку синьора можно перешагнуть — достаточно иметь минимальную склонность к управлению: не избегать людей и отличать процесс от результата.

Будучи тимлидом, ты научишься руководить людьми, настраивать процессы, вести переговоры и отвечать за результат. Роботов можно не бояться — эмпатию и способность принимать решения еще не скоро автоматизируют.

Скрам-доска: инструмент любого потного менеджера

Переключиться на управление — сложно. В мире программиста все четко: вот задача, вот код, тесты прошли, ушло в релиз — задача решена. У управленцев все наоборот, нелинейно. Приходится думать о других материях — насколько коллеги довольны результатом, достаточно ли эффективно команда достигает целей, что нужно поменять в процессах. И однозначного ответа никогда не будет.

Хороший тимлид разбирается в устройстве бизнеса. Причем не только бизнеса своей компании, а понимает как в принципе зарабатываются деньги. Умеет ставить задачи, которые достигают результата в виде денег, а не галочки в Джире. Строит системы из людей и процессов, которые решают эти задачи. Умеет разговаривать с пользователями, отличая полезные фичреквесты от бесполезных.

А там уже до CTO недалеко.

Итого

Если ты решил связать свою жизнь с программированием и успешно вылупился из джуниорской скорлупы, есть всего три направления — ничего не делать, расти как синьор, или идти в управление.

Самая большая карьерная опасность для программиста — роботы. Чтобы неожиданно тебя не заменили машиной, нужно расти вширь и учить параллельные технологии. Или делать то, что машина научится не скоро — принимать решения и нести ответственность за результат.

Старее