Фёдор Борщёв

Новее

Длинные ТЗ не работают

Наши родители верили, что планы сбываются — в их стране было принято делать пяти- и десятилетние планы. Чтобы планы работали на производстве, строили целые проектировочные НИИ с множеством этажей. В НИИ сочиняли документы, описывающие процесс, а не результат: сколько нанимать рабочих, где брать сырье, как контролировать качество.

От этих монументальных документов никто потом не отклонялся — в плановой экономике нет конкуренции, можно выпускать одни и те же жигули хоть 30 лет подряд.

В айтишных проектах, в отличие от жигулей и самолётов, нельзя отделять производство от проектирования. От ТЗ до запуска меняется мир: приходит новый архитектор, арт-директор меняет концепцию, конкуренты запускают новый продукт. Я не знаю ни одного сложного проекта, который на финише соответствовал бы первоначальному заданию.

Не заморачивайтесь на этапе проектирования — все равно в реальной жизни все пойдёт не так, и ваше ТЗ станет никому не нужным.

Чтобы запустить интернет-магазин, не обязательно продумывать 20 состояний корзины. Разбейте проект на короткие итерации и концентрируйте усилия только на текущей:

  • Концептуальная страница-заглушка с телефоном
  • Страница с контактами и десятком самых продаваемых товаров
  • Каталог товаров, «купить в один клик»
  • Корзина
  • Синхронизация с црм, 1с

С каждой новой итерацией вы сверяете часы с бизнесом — выясняете невысказанные требования, анализируете поведение пользователей и корректируете планы. Кажется такой подход ещё называют «аджайл».

Слон на танцполе

Книга рассказывает о реформах, которые Герман Греф запустил в Сбербанке. Результат я не берусь оценить (Тема внезапно хвалит), но книгу прочитал на одном дыхании.

Евгений Карасюк — Слон на танцполе

Формат «Слона» не предусматривает конкретики. Книга ближе к бизнес-романам Латыниной, чем к аналитическим материалам. Аналитика из Сбербанка бесполезна — если вы близки к управлению организацией похожего масштаба (19 000 филиалов 0,5% трудоспособного населения), то не станете тратить время на чтение российских журналистов. Читать стоит ради общей эрудиции — узнаете, как работает McKinsey, откуда в госкомпаниях появляются топ-менеджеры и как смотрят на мир люди, которые по 30 лет работают в одной и той же сберкассе.

Книга написана простым и ритмичным языком. Обычные для журналистов канцеляризмы не бросаются в глаза. Если хотите расслабляющего чтива на выходные — смело покупайте в Литресе.

Способы сократить ожидания клиента превращались в формализм и бессмыслицу. В интернете можно было прочитать, как персонал обучался расстановке корзин для оптимизации траектории движения мусора. В ходе аттестации рабочих мест запасные ручки на столах объявляли лишними запасами. Мне рассказывали, как операционистку едва не лишили месячной премии за случайно оставленную на столе косметичку. В другом месте начальство линейкой измеряло, насколько ровно стоят ботинки в шкафчиках для обуви, а со столов заставляло убирать фотографии детей, как не относящиеся к работе. «Сегодня наводили 5S — драили всё с хлоркой», — рассказала сотрудница Московского Сбербанка о подготовке своего отделения к плановой инспекции. В центральном аппарате хватались за голову от сверхусердия подчиненных
McKinsey не отличалась скромностью в оценке стоимости своих услуг. Ее консультант в среднем обходился заказчику в $0,5 млн в год. При этом компания выжимала из своего персонала все соки, стремясь отработать каждый полученный цент. До 80% вновь прибывших покидали McKinsey в течение двух лет. Кому-то не хватало квалификации, но большинству — выносливости. Во время сдачи проектов в порядке вещей был 15-часовой рабочий день. Передышки исключались. Введенная в 1954 году политика up-or-out не позволяла засиживаться: любая ошибка могла стоить продвижения, а тот, кто не рос, должен был уйти. В бесконечном соперничестве рождалась компания победившей меритократии. Как заметил в своей книге о консалтинге Кристофер МакКенна, непредвиденным следствием внедрения системы up-or-out стало появление alumni — лояльных компании бывших сотрудников. Многие из alumni — успешные менеджеры крупнейших корпораций

Главное дело

Главное ежедневное дело менеджера — чистить зубы делать обзор. Это когда садишься, и полчаса приводишь в порядок список дел:

  • переформулируешь задачи
  • добавляешь в них нужную для выполнения информацию — ссылки, телефоны контактных лиц, планы встреч
  • выкидываешь ненужное: непонятные или потерявшие актуальность задачи
  • разбираешь инбокс, добавляешь в список срочные дела
  • планируешь порядок выполнения.

Менеджер, который не делает обзоров, живет в стрессе — план, и без того слабенький, разваливается: звонит злой клиент, падает сервер, босс требует отчета. Чтобы план соответствовал внешнему миру, проверяй будущее во время обзора:

  • Какой следующий шаг? Что можно сделать сегодня, чтобы продвинуть проект вперед?
  • Что может произойти сегодня? Как сделать, чтобы это случилось не внезапно?

Так ты защитишься от пожаров. Если сегодня может проснуться спящий клиент — позвони ему сам. Сверь планы с боссом, внедри мониторинг серверов, сам назначай встречи — стань инициатором, веди проект. Не давай дуракам и случайностям управлять временем — планируй внезапности так же, как и другие задачи. Иначе так и будешь целыми днями тушить пожары.

Чтобы системно делать обзоры, поставь периодическую задачу и не берись ни за что другоге, пока не закончил обзор. Серьезно, если не поставишь задачу — обзоров не будет.

Гарри Поттер и Методы рационального мышления

Классический фантастический рассказ строится вокруг вымышленной вселенной с Большой Загадкой. Автор до конца книги не раскрывает ответ и периодически нагоняет интерес — задает загадки поменьше и добавляет Интригующие Подробности.

Низкопробная фантастика не содержит ничего, кроме Загадки и Интригующих Подробностей. Если из книг Лукьяненко убрать растянутое погружение в выдуманный мир — станет пусто. Останется только одинокий мальчик посреди белого шума, разбавленный рассуждениями на бытовые темы.

Гарри Поттер и методы рационального мышления

Я знаю мало фантастики, в которой мир — не главное: «Дюна», Азимов, Гаррисон и «Методы рационального мышления». Автор «Методов» без стеснения взял детскую вселенную Роулинг, и вывернул наизнанку так, что читатель больше никогда не сможет мыслить нерационально.

Дамблдор примирительно посмотрел на него:

— Я не совершенен, Гарри, но я думаю, что принял смерть, как часть себя.

— Угу, — хмыкнул Гарри. — Видите ли, есть такая штука под названием «когнитивный диссонанс». Если бы людей каждый месяц лупили дубинкой по голове и никто не мог ничего по этому поводу сделать, довольно скоро появились бы всякого рода философы, которые нашли бы уйму изумительных преимуществ в том что тебя ежемесячно лупят дубинкой по голове. Ну, например, что это делает тебя сильнее или что ты счастливее в те дни, когда тебя не дубасят.

Но если вы подойдете к кому-то, кого не лупят дубинкой, и спросите, не хотят ли они, чтобы их начали, в обмен на эти изумительные преимущества, они откажутся. И если бы вам не приходилось умирать, если бы вы пришли откуда-то где даже не слышали о смерти, и я предложил бы вам, что будет удивительно замечательно и круто, если люди начнут покрываться морщинами, стареть и в конце концов прекращать существование — что ж, вы бы меня упекли в психушку!

Персонажи унаследованы у Роулинг, с одним исключением — Гарри Поттер вырос в семье профессора из Оксфорда, обучался у частных учителей и имел неограниченный доступ к книгам. На протяжении 122 (!) глав Гарри скрещивает научные знания с магией, проявляет себя искусным переговорщиком и сыплет цитатами из Чалдини вперемешку с квантовой механикой.

Последний раз такое виртуозное владение здравым смыслом я видел у Голдратта. Не смог придумать ни одной причины не читать эту книгу в любом возрасте, так что скачивайте с русскоязычного сайта, это бесплатно.

Гарри крикнул «Эврика!» прямо посреди гостиной Когтеврана, за что получил строгий выговор от ближайшего старосты, который подумал, что мистер Поттер пытается произнести заклинание. Ни один волшебник в мире не знал и не хотел знать ни о каком-то древнем магле по имени Архимед, ни об осознании доисторическим физиком факта, что вода, вытесненная из ванны, по объему равна объекту, погрузившемуся в ванну.
Однажды отец водил его на спектакль «Трагедия Лайта». Главный герой — невероятно хитрый слизеринец по имени Лайт — хотел очистить мир, погрязший во зле, при помощи древнего кольца, которое могло убить любого, чьи имя и лицо были известны его владельцу. Лайту противостоял другой невероятно хитрый слизеринец, злодей по имени Лоулайт, который скрывал свое настоящее лицо. Когда пьеса окончилась печально, Драко был очень расстроен, и отец мягко указал ему, что в названии не случайно стояло слово «трагедия». Затем отец спросил у Драко, понял ли он, зачем они пошли на этот спектакль. Драко ответил: чтобы научить его быть таким же хитрым, как Лайт и Лоулайт когда он вырастет. Отец заявил, что Драко не мог ошибиться сильнее. Хотя со стороны Лоулайта было очень умно скрывать лицо, у него не было никакой причины сообщать Лайту свое имя. Отец разнес в пух и прах почти каждую деталь пьесы, а Драко с открытым ртом слушал его объяснения. Наконец отец сказал, что такие спектакли всегда нереалистичны, ведь знай драматург, как поступил бы на самом деле кто-то настолько же сообразительный, как Лайт, то он сам бы занялся захватом мира вместо того чтобы писать об этом пьесы. Тогда отец и рассказал Драко о Правиле Трех, которое гласило, что каждый план, выполнение которого зависит от более чем трех различных событий, в реальной жизни обречен на провал. Отец также добавил, что только глупец строит планы предельной сложности, а значит следует ограничиться двумя событиями.

Предисловия в бизнес-книгах

Бесят предисловия в русских бизнес-книгах. Обычное предисловие — это 5 страниц без смысла за авторством какого-нибудь вице-президента Пупкин-Диджитал-Консалтинг по девелопменту.

Предисловия появляются не из-за крутого автора — популярных людей упоминают на обложке. Наоборот, чтобы появиться в предисловии, автор сам платит издательству. Это нормально: наверняка автор — банкир или консультант, а этот бизнес без понтов не работает.

Спонсорские предисловия не прибавляют книге пользы — писателям хватает профессионализма, чтобы выражать мысли без посторонней помощи. На решение о покупке предисловия тоже не влияют: они слишком длинные, чтобы читать в магазине.

Я предлагаю указывать авторов в начале предисловия, а не в конце. Так авторам приятнее, а читатель сможет сразу решать, стоит ли ему читать лишние 5 страниц.

Старее